Каждый год перед началом сезона народ судорожно листает каталоги и пытается подобрать себе снарягу. Кто-то выбирает доску в зависимости от ее характеристик, кто-то смотрит на цены, но и те, и другие обращают внимание на картинку. Для одних это основной критерий отбора, для других - небольшой бонус, без которого можно было бы обойтись. Есть люди, которые, влюбившись в картинку, уже не обращают внимания на другие доски, а есть и те, кто не покупают доску своей мечты из-за того, что их раздражает ее оформление. В общем, мы решили изучить то, что предлагают нам досочные производители, разобраться с тенденциями, ну и заодно подобрать себе что-нибудь приличное.
Если сравнивать доски, выпущенные за последние несколько лет, легко заметить, что никаких революционных изменений они не претерпели: идеальная форма давно найдена, жесткость уже давно научились регулировать и подгонять под потребности покупателей, да и вообще, приобретая новую доску, можно быть уверенным, что она под тобой не развалится. В результате, чтобы привлечь внимание к новой доске, производители называют старые технологии новыми именами, изобилующими значками ®, ©, ™. И придумывают, и рисуют, и раскрашивают, в общем, выдают на-гора новые картинки.
Приятно, когда хорошая доска хорошо оформлена. Представьте: стоит райдер перед спуском, собирается с мыслями, смотрит вниз, на красивую картинку, у него поднимается настроение и он расписывает сложнейший склон….
Но очень странно, когда основным достоинством сноуборда становится картинка. Как пример можно привести компанию FUN:4U, которая появилась на свет в 2000 году. Она нигде не засветилась: их не было видно ни в фильмах, ни в журналах. Кто-нибудь знает хоть одного их прорайдера? В прошлом сезоне продукция фирмы попала на российский рынок, где была представлена как «бесподобные элитные доски, с умопомрачительным дизайном». И узнали мы о них только то, что «молодая германская фирма Fun4U: явилась настоящим открытием для эстетов и любителей неординарного дизайна. Сноуборды высокого качества сборки и высоких динамических характеристик изготавливаются в Европе на очень известных заводах (на каких именно, не указывается) по самым современным технологиям». При этом все разговоры о характеристиках были сведены к минимуму, зато очень много говорилось об оформлении этих досок – в нем использовались картины известных художников - Victor Koen, HR Giger, Naoto Hattori. В результате, эти непонятные доски довольно неплохо раскупались. Впрочем, это уже прошлый год.
Главное - легенда
Дизайн доски помогает ее продать. Поэтому производители стараются подобрать картинку так, чтобы она максимально соответствовала «легенде» сноуборда. Например, на фристайльных досках нового сезона очень часто применяются яркие кричащие цвета, рубленные линии и агрессивные враждебные картинки: вооруженные люди и рогатые чудовища на PSM и Condense (Hammer), черные кошки и хэллоуиновские тыквы, нарисованные на Todd Richards (Rossignol) и скелеты на Destroyer (Forum).
В оформлении фрирайдных досок старательно подчеркивается дух свободы и некая собственная философия: ковбой, объезжающий дикую лошадь, нарисованный на промодели Jeremy Jones (Rossignol), летящие над крышами домов птицы на Nation (Ride).
Женские модели нового года - это плавность линий и незатейливая графика, не лишенная некой загадочности. Например, девушка-бабочка в пастельных тонах на Hylein (Hammer); слегка небрежная геометрия, абстрактные квадратики на Women’s touch (Palmer), или же трогательные клеточки, как на ее любимом белье, у Tara Dakides (Jeenyus). Встречаются даже доски с губастыми рыбками на Zena (Rossignol), что тоже, наверняка, кому-то понравится.
Топовые доски зачастую оформляются подчеркнуто скромно. Минимализм этот вполне оправдан: тот, на кого эта доска рассчитана и так поймет, что за этой невзрачной оболочкой прячется серьезная вещь. Живой пример этому такие снаряды, как Dark Series (Lib Tech), F10 (Forum), Crawn (Palmer). А вот доски для новичков обычно раскрашиваются как можно ярче, картинки на них как можно более заметные. Ведь цель проста: лишь бы именно эту доску выбрали из кучи других «народных комплектов».
Сначала думаем, потом рисуем
Надо отметить одну, пожалуй, главную тенденцию, которая четко прослеживается в оформлении досок: дизайн отталкивается от технологии. Доски производителей, использующих в скользяках технологии Sintered, в последнее время стали очень похожи друг на друга оформлением - в стиле старого советского плаката: яркие, будто из цветной бумаги вырезанные рисунки, графика без полутонов. Немногим ранее доски с подобной скользячкой внешне не отличались от досок с базой Extruded. Причина изменений кроется в том, что недавно был найден способ сильно удешевить производство досок с таким скользяком. То есть, если раньше он представлял собой цельный прозрачный кусок, под который просто подкладывалась картинка любой сложности, то теперь все делается по-другому. Берутся куски разных цветов и из них составляется аппликация. Ну а верхняя часть, ясное дело, оформляется в том же духе, чтобы соблюсти общий стиль. Например, это было замечено на досках Hammer этого сезона. Дело в том, что их производители отказались от применения технологии Extruded во всей линейке досок и частично перешли на Sintered. Но все равно, Hammer не оригинален: еще в прошлом сезоне доски многих производителей делались по этой технологии.
Сейчас, когда уже придумано все, почти все, что можно было придумать в плане технологических решений сноубордов, некоторые производители обновляют модельный ряд очень просто: берется старая доска, ей придумывается новое название и новая картинка. Если порыться в старых каталогах, можно найти доску, абсолютно идентичную новой по параметрам, но с принципиально другим внешним видом и названием. Этим грешит Burton: когда-то существовала доска Balance, потом она исчезла, но в следующем сезоне вместо нее появилась Code. Совсем другое дело, когда берется старая доска, кардинально меняется дизайн, что-то режется-пилится и получается то же, только по-другому – как Twilight (Hammer). Кто-то, наоборот, не морочится над дизайном, используя одни и те же ходы: из года в год компания Palmer разрисовывает свои доски американскими флагами и белоголовыми орланами. Другие картинки допускаются, но крайне редко – на одной-двух, пожалуй, не найдешь американской символики. Ну, хоть на том спасибо. Гордиться за свою страну, конечно, хорошо, но не до такой же степени.
Если очень захотеть…
Отдельно от всех досок надвигающегося сноубордического сезона, стоят два сноуборда. Если появляется такое, наверно, дизайнеры просто заигрались. Только представьте: вся команда V&lkl целый год билась, чтобы выпустить Squad. Это та доска, со покрытием из наждачной бумаги (той самой, которой покрывают скейтборды) на верхней деке. Впрочем, даже это можно понять, если шкурка действительно помогает грамотно делать one foot’ы. Второе чудо – называется Kink (Ride) и сверху эта доска покрыта обыкновенной джинсовкой. Она еще по-умному называется «денимом». Зачем это нужно? Не исключено, что на ней гораздо приятнее сидеть на склоне – поможет не отморозить некоторые особо полезные части тела, например…
Иногда так получается, что компания находит картинку, которая оптимально подходит под название доски, целевую аудиторию и т.п. Вот только она уже кем-то была использована. Хотя такие мелочи никогда не становились препятствием. Потому что в результате можно наблюдать банальных плагиат. Например, дизайнерам Ride настолько понравилась девушка с пистолетом с прошлогодней Black Widow (Nitro), что они не удержались и выпустили свою версию этой темы под названием Kashmir. Отличились Lib Tech со своими досками Phoenix series, на которых изображен череп с прошлогодней доски Axel Pauporte (A-snowboards). С такой же трещиной на лбу… Учитывая безвременную кончину «Ашки», как бренда, это даже не плагиат, это уже мародерство. А это уже совсем другая статья.