Как известно среднестатистическое человеческое существо ходит босиком по крайней мере в двух случаях: летом на пляже или, что намного более прозаично, дома. В остальное время человеку для комфортного передвижения необходима обувь.

От качества и износостойкости которой зависит не только количество получаемого при ходьбе удовольствия, но и здоровье ее обладателя. Более того, в экстремальных или приближенных к ним условиях, качественная обувь становиться залогом выживания. При чем выживания не только отдельного человека, но и всей группы людей, попавших в экстремальную ситуацию.

Для тех, кто сомневается в актуальности приведенных аргументов, поясню. Неудобная или тесная обувь, в течении нескольких часов станет причиной образования болезненной мозоли, которая в походных условиях запросто может перерасти в открытый гнойник. Логично сделать вывод, что "счастливый обладатель" подобной травмы окажется просто не в состоянии сохранять заданный темп движения. Говоря иными словами, он будет тормозить всю группу, поскольку скорость, с которой он сможет двигаться будет в 2 - 3 раза ниже первоначальной, что практически не допустимо в условиях перехода с ограниченным количеством воды и продовольствия.

Если события будут развиваться в подобном направлении, то рано или поздно, группа окажется в условиях "голодной" экстремальной ситуации со всеми вытекающими из этого последствиями.
Для тех, кто еще не понял, повторяю: тесный ботинок в состоянии загубить целую экспедицию.

Опыт и здравый смысл показывают, что походная обувь должна соответствовать тем условиям, в который ее планируется использовать. Так, например, не стоит отправляться в горы, надев кроссовки с гладкой подошвой. Все очень просто: кроссовок в достаточной степени не фиксирует голеностоп, что в условиях гористой местности может обернуться различного рода ушибами и растяжениями, которые в свою очередь, сделают передвижение пострадавшего крайне дискомфортным.

Также не стоит при минусовых температурах надевать резиновые сапоги. Это обусловлено тем, что резина является материалом с отличными теплопроводящими качествами, из чего следует, что зимой в них будет холодно, а летом жарко. Кроме того, резина не пропускает воздух, что при минусовых температурах способствует образованию конденсата, а влажные ноги, как известно, мерзнут намного сильнее, чем сухие.

Также не следует надевать меховую обувь, которая предназначена для использования при сверхнизких температурах, если за окном ноль градусов. Дело в том, что в такой обуви ноге будет жарко, и она сопреет, как в паровой бане. Вообще говоря, намного целесообразней дублировать комплект обуви.

Так, например, при зимнем переходе имеет смысл взять с собой резервную пару обычных ботинок. В случае потепления, обувь на меху можно будет заменить менее жаркими ботинками. А отправляясь в летний переход, все-таки стоит прихватить с собой пару облегченных матерчатых ботинок. Это обусловлено тем, что в мокрой кожаной обуви передвигаться довольно проблематично. Во-первых, она становиться тяжелей, во-вторых, в ней скользко. В этом случае пара матерчатых ботинок, или, как их еще принято называть джанглов (от английского Jungle - джунгли) позволит быстро переобуться и продолжить путь в сухой обуви. Более того, резервная пара ботинок - это своего рода страховка на случай порчи основной. Опыт показывает, что на группу должна быть хотя бы одна запасная пара обуви.
Кроме того каждый член группы должен иметь при себе хотя бы один комплект запасных шнурков и стелек.

Обувь, в которой человек отправляется в поход, должна быть надежной, в противном случае, из подобного похода можно просто-напросто не вернуться. Дело в том, что в экстремальной ситуации, когда выход к людям становиться единственным реальным шансов выжить, порча обуви фактически равносильна смерти. А это означает. что туристическая обувь должна отличаться особой прочностью и износостойкостью.

У читателя может возникнуть целиком оправданный вопрос, а как, собственно, отличить добротное и качественное изделие от изделия, которое стоит неоправданно дорого. Дело в том, что на сегодняшний день отечественный рынок просто-таки перенасыщен дорогостоящей спортивной обувью, которая нередко ошибочно классифицируется продавцами как туристическая. Пожалуй, единственным недостатком подобной продукции является то, что продавец пытается выдать ее за то, чем она на самом деле не является. И как следствие, покупатель, заплатив немалую сумму, получает, мягко выражаясь, не совсем то, что ему необходимо. Опыт показывает, что наибольшим образом для туристических походов подходят кожаные ботинки с высоким берцем и рельефной подошвой.

Подошва в подобной обуви должна быть герметично приклеена и плотно пришита к ботинку. Кроме того в подошву, в обязательном порядке, должен быть вмонтирован металлический супинатор, препятствующий прокалыванию подошвы и, как следствие, ступни, битым стеклом или колючей проволокой. Следует отметить, что надежность крепления подошвы к самому ботинку напрямую зависит от используемого крепежного материала. Оптимальным вариантом является применение кевларовых нитей, которые по своей природе обладают повышенным запасом прочности и не подвержены гниению.

Встречаются ботинки, подошвы которых по периметру окованы железом. Такая обувь более всего подходит для горной местности, кроме того использование подобной конструкции обеспечит хорошее сцепление при передвижении по льду. В свое время такой обувью немцы укомплектововали дивизии горных стрелков.

Носки в туристических ботинках должны быть усиленны, что достигается за счет использования металлических подносков. Наличие последних не только предохранит пальцы ног от ушибов, что особенно актуально в горах, но и превращает пару ботинок в достаточно серьезное средство самообороны. Прямой удар таким ботинком по эффективности можно сравнить с ударом увесистого молотка. Походные ботинки должны зашнуровываться, а не застегиваться. Дело в том, что сломанную молнию в походных условиях починить, а тем более заменить, практически невозможно. А вот порванный шнурок заменить не составляет проблем.

Существуют модели со специальным клапаном, закрывающим шнуровку, который кроме того, что препятствует произвольному развязыванию шнурков, также препятствует налипанию на них грязи и репейника.

Внутренняя поверхность ботинка также должна быть специальным образом обработана, она должна дышать и хорошо абсорбировать пот. Это достигается использованием специальных влагопоглощающих стелек, и дышащих внутренних покрытий. Из натуральных материалов, применяемых для внутренней отделки обуви, оптимальным является лен. Также существуют модели, где внутренний вкладыш выполнен из синтетического материала типа GoreTex™. В такой обуви будет тепло и сухо практически в любых обстоятельствах. Дело в том что подобные материалы дышат, тем самым препятствуя чрезмерному потению ног. Кроме того, благодаря своей пористой структуре, они препятствуют попаданию влаги из вне.

Туристеческая обувь должна максимально соответствовать размеру ноги. Дело в том, что тесная или чрезмерно свободная обувь нарушает нормальную работу стопы и приводит к образованию потертостей, мозолей, опрелостей кожных покровов, к образованию воспалязщихся слизистны сумок, к искривлению пальцев. Допустимым является приобретение обуви на 1 - 2 размера больше размера ноги. Делается это для того, чтобы в случае использования дополнительной стельки или нескольких носков, обувь не жала. Новые ботинки нужно мерять на левую ногу, это обусловлено тем что, в силу анатомических особенностей человеческого тела, левая ступня чуть больше чем правая. И следовательно, если ботинок будет сидеть в притык на правой ноге, то на левую он может попросту не налезть.

Также следует запомнить, что в абсолютно новой обуви отправляться в поход недопустимо. Дело в том, что новая, неразношенная обувь имеет свойство некоторое время притираться к ноге обладателя. Подобная притирка нередко сопровожнается образованием небольших потертостей, что в условиея перехода недопустимо. Новую обувь следует разносить до такой степени, чтобы в ней было удобно не только просто ходить, но и приседать, бежать, и ползти.

Опыт показывает, что к приобретению туристической обуви надо подходить весьма серьезно. Ведь на собственном здоровье экономить, как известно, себе дороже.

Отличным дополнением к паре ботинок станут бахилы, надеваются поверх и обеспечивают защиту от влаги, что необходимо при передвижении по болотам или глубокому снегу. По большему счету, все бахилы делятся на два типа.

Они могут быть сделаны из резины, либо из специальных водонепроницаемых тканей. Первые стоят значительно дешевле, но обладают одним существенным недостатком - через некоторое время ноги в них начинаю преть, причиной чему является отсутствие вентиляции. Это, казалось бы, незначительное неудобство особенно при минусовых температурах может привести к отмораживанию пальцев на ногах.

Что касается бахил сделанных из тканей типа Gore-Tex, то в них ноги не преют. Это объясняется пористой структурой ткани, которая действует как своего рода ниппель: выпускает влагу из них, одновременно не пропуская ее снаружи. Единственным недостатком таких бахил является довольно высокая цена (порядка 20 у. е.)

Для передвижения по скользким поверхностям применяются альпинистские кошки - специальные платформы с щипами, которые крепятся к подошвам ботинок.

Кошки приходятся как нельзя, кстати, при осуществлении восхождения по скользким поверхностям, например, размокшей земле (читай грязи) или льду. Кроме того кошки весьма полезны при скалолазании, наличие острых шипов позволяет цепляться за малейшие неровности и выступы.

Кроме кошек в горах существенно облегчает жизнь наличие веревки и штурмовой кошки - приспособления своей формой напоминающего якорь. Штурмовая кошка, как и альпинистские кошки применяеются при восхождении.

Предположим, что перед группой туристов, у которых за плечами рюкзаки весом 25-30 кг, стоит задача одолеть довольно крутой подъем. Естественно, сделать это им будет довольно трудно, кроме того, подобное восхождение чревато различными травмами. В этой ситуации целесообразно использовать страховку, для чего и пригодиться штурмовая кошка. Технология ее применения предельно проста: закидываем ее так, чтобы она за что-то зацепилась, и начинаем восхождение, держась за веревку и таким образом страхуя себя.

Что касается веревок, то для занятия туризмом наиболее целесообразным приобретением станет отрезок веревки диаметром в 10 миллиметров и длинной в 20 метров. Естественно, если вы собрались посвятить себя альпинизму или скалолазанию, то вам понадобиться намного более длинные веревки.